Водитель ритма сердца

Водитель ритма сердца

Светлана Щербакова
Кардиолог

Высшее образование:

Кардиолог

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, медицинский факультет (КБГУ)

Уровень образования – Специалист

1994-2000



Дополнительное образование:

«Кардиология»

ГОУ «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии


Контакты: scherbakova@cardioplanet.ru

Что заставляется сердце биться? Как работает наш далеко не вечный двигатель? Отвечает за работу сердечного «насоса» водитель ритма сердца. В силу разных внешних и внутренних причин его функция может нарушаться. К каким последствиям приводит миграция водителя ритма и можно ли восстановить его нормальную работу?

Природный водитель ритма

Анатомически водитель сердечного ритма расположен в правом предсердии там, где в него впадает верхняя полая вена. Этот участок мышечной ткани называется синусовым узлом. Он отвечает за зарождение импульсов, образующих волну возбуждения, которая идет далее по всем отделам сердца и регулирует его нормальную работу. Такая система возбуждения и передачи обеспечивает ритмичность и синхронизацию работы всех камер – и предсердий, и желудочков.

Природа предусмотрела в сердце несколько водителей ритма. Основным является синусовый узел (водитель первого порядка). Он обеспечивает нормальную частоту сердечных сокращений – 60 – 90 в минуту. В патологическом состоянии при отказе синусового узла в работу включается водитель ритма второго порядка – предсердно-желудочковый (атриовентрикулярный) узел. Он генерирует меньшее количество сокращений – от 40 до 50. Если и этот узел отказывается производить импульсы, эту функцию берет на себя проводящий пучок Гиса. В норме именно он является проводником импульсов, посылаемых синусовым узлом. Число сердечных сокращений, производимых пучком Гиса в качестве водителя ритма, не превышает 30 – 40 в минуту.

Нормальный синусовый ритм

Миграция водителя и блокада сердца

Иногда сердце начинает биться неровно – ритм замедляется или ускоряется, оно «пропускает» удар или, наоборот, выдает «лишний». Такой сбой в его работе называют аритмией. Это означает, что нарушилась последовательность передачи импульса. Переход функции синусового водителя к предсердно-желудочковому называется миграцией. Возникая сначала в водителе ритма второго порядка, он подавляет волну от синусового узла. При этом нарушается синхронность сокращения всех камер сердца и прохождение импульса от основного генерирующего пучка к проводящему (гисовскому). Такое состояние врачи называют блокадой сердца.

Неравномерное сокращение предсердий и желудочков, нарушает нормальный ток обогащенной кислородом крови и ее поступление ко всем тканям и органам. В первую очередь «голодает» головной мозг. При частичной блокаде человек может не ощущать специфических симптомов. Аритмия сопровождается признаками, которые можно отнести и к другим заболеваниям:

  • общее недомогание и снижение работоспособности;
  • головокружение;
  • повышение давления;
  • ощущение перебоев и боли в сердце.

Одной из причин нарушения сердцебиения является АВ-блокада. Она имеет три степени:

СтепеньНарушения
1 степеньНарушается проведение импульса от синусового узла через предсердно-желудочковый узел. Увеличивается интервал его прохождения
2 степень1 тип – увеличивается интервал прохождения импульса через предсердно-желудочковый узел с периодическим выпадением сокращений желудочков;
2 тип – интервал не сокращается, но выпадают сокращения желудочков;
Нарастает патология прохождения импульса
3 степеньПрекращается передача импульсов через предсердно-желудочковый узел, начинается самопроизвольное сокращение желудочков

Особую опасность представляет брадисистолия. Это состояние, когда предсердия сокращаются в нормальном ритме, а желудочки — в замедленном. Человек ощущает одышку, сильное головокружение, потемнение в глазах. Объективно это происходит по причине резкого ухудшения кровообращения и ишемии головного мозга, особенно при падении ЧСС до 15 ударов в минуту. Возможна потеря сознания, чувство сильного жара в голове и резкое побледнение кожи. Среди всех сердечных болезней, приводящих к летальному исходу, десятая часть приходится на аритмии.

АВ-блокада

Показания для установки кардиостимулятора

Вернуть больного к нормальной жизни при блокаде сердца и других нарушениях ритма может искусственный водитель ритма сердца (ИВР). Работа кардиостимуляторов основана на возможности улавливать с помощью электроники изменения в работе сердца и корректировать его ритм, если это необходимо. Показания для установки:

  • патологическая брадикардия (замедление сердцебиения);
  • несоответствие ЧСС физиологическим потребностям при физической нагрузке;
  • желудочковая тахикардия (желудочковая экстрасистолия);
  • постоянная или транзиторная (преходящая) АБ-блокада сердца 2 и 3 степени после инфаркта миокарда;
  • мерцательная аритмия предсердий (фибрилляция и трепетание).

Противопоказаниями для операции являются острые инфекционные заболевания и психические расстройства пациента, с которым невозможен продуктивный контакт для настройки аппарата.

Кардиостимулятор

Виды искусственного водителя ритма

Вид искусственного водителя ритма (пейсмейкера) зависит от проблемы, которую необходимо решить:

  • кардиовертер — дефибриллятор предназначен для коррекции ритма при желудочковой пароксизмальной тахикардии (учащенном сердечном ритме);
  • электрокардиостимулятором (ЭКС) приводят в норму замедленное сердцебиение, стимулируя синусовый узел.

Электроимпульсная терапия, к которой относится применение кардиовертеров — дефибрилляторов, зарекомендовала себя как эффективное средство коррекции нарушений сердечного ритма. Суть методики заключается в электрической «перезагрузке» сердца. На миокард производится кратковременное воздействие током, который деполяризует активные мышечные клетки и заставляет их работать в правильном режиме.

Принцип работы ИВР

Основной деталью ЭКС является микросхема. Фактически она непрерывно снимает электрокардиограмму, контролируя сердечный ритм. Прибор снабжен батареей, с помощью которой осуществляется воздействие на миокард. Стимулирование правильной работы сердца производится электродами, которые вживляются в сердечную мышцу. Настройка и контроль работы ЭКС осуществляется через программатор – компьютер, находящийся в клинике, где ЭКС был имплантирован.

Искусственный водитель ритма сердца

Как проходит операция?

Имплантация проводится под местным наркозом и под рентгеновским контролем. Врач делает надрез и через подключичную вену вводит электрод в правое предсердие. Опытным путем с помощью электрокардиограммы он выбирает наилучшее положение электрода и закрепляет его в сердечной мышце. Корпус ЭКС вшивается в толщу левой грудной мышцы.

Программирование кардиостимулятора производится по следующим параметрам:

  • режим записи ЭКГ;
  • режим стимуляции;
  • распознавание степени физической активности;
  • работа в аварийном режиме (например, при преждевременной разрядке батареи).

После операции больной находится под наблюдением врача еще несколько дней. Батарея устройства рассчитана на бесперебойную работу в течение 8 – 10 лет.

Возможные осложнения

Осложнения встречаются редко и могут быть следующими:

  • заражение раны с нагноением и формированием свища;
  • смещение электрода в полости сердца;
  • скопление жидкости в перикарде и кровотечение;
  • воздействие тока (стимуляция) на грудные мышцы и диафрагму;
  • истощение стимулятора и утрата его чувствительности;
  • повреждение электрода.

Пациентам с кардиостимулятором противопоказано проведение диагностика с помощью МРТ.

Сегодня кардиостимуляторы спасают тысячи жизней. Вероятность возникновения осложнений чрезвычайно мала по сравнению с пользой, которую приносит этот прибор.